О необходимости ставить перед собой цели я уже писал. Надеюсь, этот вопрос ни у кого не вызывает сомнений и возражений. Однако как сделать так, чтобы цель стала действительно реально достижимой? Прежде всего, цель нужно правильно сформулировать. Без чёткой и ясной  формулировки цели существует высокая вероятность того, что она так и не будет достигнута. Поэтому целеполагание играет чрезвычайно важную роль практически в любом серьёзном деле. И уж конечно в таком важном деле как наша жизнь.

Для эффективной постановки цели существуют различные модели, использование которых делает наши цели конкретными,  ясными и, как следствие, достижимыми. Об этих моделях и пойдёт речь дальше. А именно о таких моделях как SMART, CLEAR и PURE.

SMART.  Это, пожалуй, самая известная и популярная модель, используемая для целеполагания. Она действительно удобна и эффективна в использовании. SMART – это акроним (как, впрочем, и названия других моделей). Само слово smart в переводе с английского имеет несколько значений: «умный», «ловкий», «проворный» и так далее. В то же время аббревиатура S.M.A.R.T имеет свою расшифровку, где каждая буква обозначает один из критериев правильности формулировки цели:

Specific – цель должна быть конкретной и чёткой

Measurable – цель должна быть измеримой

Achievable – цель должна быть достижимой

Realistic/reasonable/relevance – цель должна быть реалистичной ( в других вариантах – приемлемой или релевантной)

Time bound – цель должна быть ограниченной во времени.

Например, часто можно слышать: «Я хочу получать больше денег. Это – моя цель!». Надо признать, что это абсолютно неэффективная формулировка. Исходя из критериев SMART эта цель, как минимум,  неконкретная и нечёткая (Что значит больше денег?), неизмерима (Насколько больше? Сколько именно?), неограниченна во времени (Когда? К какому сроку?). Отдельный вопрос, насколько эта цель достижима и реалистична. Для кого-то более чем реально и достижимо увеличить свой доход на несколько миллионов, а для кого-то и увеличение дохода на несколько тысяч будет непосильной задачей. Но это уже рассматривается исходя из общего контекста ситуации. Таким образом, можно сказать, что при такой формулировке вероятность достижения цели крайне низка. Или же результат будет совсем неудовлетворительным: ведь получить больше на один рубль – это тоже «получить больше денег».

Переформулируем ту же цель в соответствии с критериями SMART. Это может выглядеть примерно так: «Получить в качестве гонорара за мою работу 500000 рублей к концу этого года». Цель вполне конкретна (хотя можно конкретизировать ещё), измерима, ограничена во времени. Можно ещё конкретнее: “До 20-го декабря получить от компании ООО “Щедрость” 500000 рублей за разработку системы систематизации систем”. Что касается достижимости и реалистичности/приемлемости/релевантности, то здесь, опять же можно судить только исходя из контекста конкретной ситуации. Однако, согласитесь, такая формулировка гораздо яснее и чётче предыдущей, она позволяет планировать реальные действия по достижению этой цели (которые, в свою очередь, тоже можно формулировать в соответствии с критериями SMART). Такая цель действительно может быть достигнута.

Модели CLEAR и PURE используются аналогично, но их критерии, естественно, отличаются от модели SMART. Не смотря на то, что эти модели гораздо менее известны и менее популярны, чем SMART, они ничуть не менее эффективны.

В соответствии с моделью C.L.E.A.R цель должна быть:

  • Представляющей вызов
  • Легальной
  • Экологичной
  • Приемлемой
  • Формулируемой письменно

Соответственно, в соответствии с моделью P.U.R.E. цель должна быть:

  • Позитивной
  • Понятной
  • Уместной
  • Этичной

Использование этих моделей на практике, как правило, не вызывает никаких затруднений. Какую именно модель выбрать вы сможете понять уже в ходе работы над своими целями. Попробуйте взять для примера одну цель и сформулировать её в соответствии с каждой из моделей: SMART, CLEAR и PURE. И посмотрите, какой вариант вам больше подходит, какой будет для вас наиболее приемлемым и эффективным.

Ставьте перед собой чёткие цели, формулируйте их правильно, работайте над их достижением и ваш успех будет неизбежен!

С уважением, Михаил Казарин.

10 комментариев

  1. Леонид пишет:

    SMART, CLEAR, PURE… Михаил, так что Вы всё-таки порекомендуете выбрать для работы?

    • Coach пишет:

      Сложный вопрос. Лично я предпочитаю модель SMART. Однако я знаю людей, которым больше нравится модель PURE или CLEAR и они с успехом их используют.Так что лучшим критерием выбора здесь будет практика. Попробуйте все три модели в деле и вы сможете сделать свой выбор.

  2. Константин пишет:

    Я изучал SMART когда учился менеджменту, и даже пользовался им, но совсем мало. Вот только мне и в голову не приходило использовать его по отношению к своим собственным личным целям. А ведь это должно сработать! Спасибо!

  3. Алиса К. пишет:

    Михаил, а как Вы думаете, почему модель SMART получила широкое распространение, её изучают в школах менеджмента и так далее, а вот модели PURE и CLEAR известны и распространены гораздо меньше и о них почти никто не знает? Я, например, первый раз о них узнала из Вашей статьи. Почему так получилось, как вы думаете?

    • Coach пишет:

      На мой взгляд, модель SMART больше приспособлена для бизнеса чем остальные модели. Поэтому она получила большее распространение в бизнес-среде и, соответственно, за её пределами. Ну, а CLEAR и PURE хоть и не менее эффективны, но гораздо менее известны.

  4. Вероника Маслова пишет:

    Оказывается, помимо СМАРТА есть ещё модели, надо же. Никогда раньше о них не слышала, спасибо за информацию!

  5. Лена пишет:

    Давно уже использую модель SMART, причём не только по работе, но и жизни. Очень помогает с целями и просто желаниями. Недавно после прочтения статьи решила попробовать другие модели: PURE и CLEAR. Так вот, мне модель PURE неожиданно даже больше чем SMART понравилась. Особенно для вопросов не связанных с бизнесом прекрасно работает. Взяла на вооружение! Спасибо!

  6. Ирина пишет:

    Интересно, конечно! Но SMART как был, так и остаётся моей любимой моделью.SMART – это наше ВСЁ )))

  7. ИрВа пишет:

    SMART – это всё наше! Согласна с предыдущим комментатором! ))))

  8. […] Поставьте цели. Конкретизируйте своё видение. Используйте модель SMART, CLEAR или PURE. […]

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.