SWOT-AnalysisСегодня я расскажу ещё об одном инструменте, который с успехом применяется в менеджменте вообще и в лайф-менеджменте в частности. Называется этот инструмент SWOT-анализ. Инструмент этот прост, нагляден, эффективен и доступен для самостоятельного использования. Как, собственно, и большинство инструментов, которые я предлагаю в своём блоге.

В бизнесе SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, который используется для оценки факторов и явлений, влияющих на проект, на предприятие или на бизнес в целом.

Однако благодаря своей универсальности SWOT-анализ получил широкое распространение не только в бизнесе, но и в других областях, где требуется анализ ситуации и построения стратегии. В частности, он широко применяется в лайф-менеджменте. В лайф-менеджменте и коучинге мы говорим о SWOT-анализе применительно к нашей жизни и к нашим личным целям.

В лайф-менеджменте SWOT-анализ используется для оценки факторов и явлений, влияющих на достижение целей, решение тех или иных жизненных задач, на жизнь конкретного человека в целом. SWOT-анализ нацелен на выявление внутренних и внешних факторов, которые могут способствовать достижению цели или же, наоборот, препятствовать ему. Все факторы при этом делятся на четыре категории:

  • Strengths (сильные стороны)
  • Weaknesses (слабые стороны)
  • Opportunities (возможности)
  • Threats (угрозы)

По первым буквам слов, обозначающих эти категории, собственно, и составлено слово, обозначающее этот метод: SWOT

Strengths (сильные стороны) и Weaknesses (слабые стороны) – относятся к внутренним факторам, Opportunities (возможности) и Threats (угрозы) – это, соответственно, к внешним.

Следует заметить, что SWOT-анализ обычно делается не сам по себе, а в каком-либо конкретном контексте: достижение цели, решение проблемы, задачи и т.д. Контекст может быть очень широким (например – «вся жизнь»), или очень узким (например – «подготовка к публичному выступлению»), но он должен быть.

Давайте разберём составление SWOT- анализа поэтапно.

Подумайте в контексте какой цели или задачи вы хотите сделать SWOT-анализ. Конечно, желательно, чтобы эта цель была правильно сформулирована и соответствовала критериям SMART.

После того, как цель определена, можно приступать непосредственно к  SWOT-анализу. Возьмите лист бумаги формата А4 и разделите его на четыре равные части. Вместо одного большого листа можно использовать четыре отдельных листа меньшего размера – как вам будет удобнее. Полученные прямоугольники обозначьте соответственно: S, W, O, T.

SWOT33Верхние два прямоугольника (S и W) относятся к внутренним факторам, нижние два прямоугольника (О и Т) – к внешним.

В прямоугольнике S  (Strengths, сильные стороны) запишите всё то, что вы считаете своими сильными сторонами в контексте достижения поставленной цели. Это могут быть ваши личные качества, имеющиеся у вас ресурсы и возможности – всё то, что будет способствовать достижению вашей цели. Пишите, не скромничайте! Чем больше вы напишите, тем будет лучше. Лишнее всегда можно будет убрать.

После того, как вы записали все свои сильные стороны, приступайте к прямоугольнику W (Weaknesses, слабые стороны). Сюда записывайте всё то, что, на ваш взгляд, может помешать вам достижению вашей цели. Это так же будут как ваши личные качества, так и ресурсы – точнее, их отсутствие или недостаточность. Постарайтесь быть предельно честными сами с собой.

После этого переходите к прямоугольнику О (Opportunities, возможности). Какие возможности для достижения вашей цели предоставляет внешняя среда? Какие благоприятные условия вы видите? Что поспособствует достижению вашей цели? Напомню, речь здесь идёт о внешних факторах, о том, что вас окружает, о внешней среде.

Ну, и последний прямоугольник Т (Threats, угрозы). Какие внешние препятствия вы можете встретить на пути к своей цели? Что во внешнем мире может помешать вам её достичь? На какие «подводные камни» вы можете наткнуться? Речь здесь идёт так же о внешний среде, о внешних препятствиях и угрозах.

Кстати, как вариант, вы можете вписать в прямоугольники Opportunities и Threats не только факторы внешней среды (их обычно обнаруживается не много), а ещё и последствия, которые вытекают из ваших сильных (Strengths) и слабых сторон (Weaknesses). Получается очень наглядно! В классическом SWOT-анализе для бизнеса этого, как правило, не делают. Однако в лайф-менеджменте это может быть очень полезно. Но это на ваше усмотрение. Пробуйте, экспериментируйте!

Итак, ваш SWOT-анализ готов. Вы заполнили все четыре прямоугольника, вы расписали свои сильные и слабые стороны, а так же внешние возможности и угрозы. Что делать дальше?

Прежде всего, отложите свой SWOT-анализ в сторону, и вернитесь к нему на следующий день. Возможно, вам увидите, что нужно что-то подкорректировать, что-то добавить или, наоборот, что-то убрать. При желании вы можете проделать это несколько раз, пока не получите окончательный вариант. Обычно одной-двух правок бывает достаточно.

Таким образом, вы получили ясную картину того, какими ресурсами вы обладаете для достижения своей цели, а так же какие препятствия могут встретиться на пути.

Теперь, исходя из полученного SWOT-анализа, вам следует подумать над тем, как:

  • Максимально эффективно использовать свои сильные стороны
  • Усилить свои слабые стороны или свести их негативное влияние к минимуму
  • По-максимуму использовать имеющиеся возможности
  • Обойти «подводные камни», избежать возможных угроз

Вот, собственно, и всё. Теперь вы можете руководствоваться полученным SWOT-анализом для планирования своих действий по достижению цели. Кроме того, вы можете использовать его для своего личностного развития и роста – согласитесь, слабые стороны требуют проработки. Кстати, именно слабые стороны часто становятся объектом работы в коучинге.

SWOT-анализ позволяет избежать многих проблем на пути к цели. А так же он позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы. Он прост и, в то же время, эффективен. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами!

 

С уважением, Михаил Казарин.

5 комментариев

  1. Вячеслав пишет:

    Отличный инструмент! Давно сам пользуюсь и другим советую!

  2. Владислав пишет:

    Вполне себе хороший инструмент. Вполне рабочий. В бизнесе хорошо работает, здесь тоже сработать должен. Почему бы и нет?

  3. Ирини пишет:

    Интересно, много раз по работе делала SWOT, но ни разу не пришла в голову мысль сделать его для себя. Спасибо за идею!

  4. Лаврентий Павлович пишет:

    Ну и при чём здесь лайф менеджмент?

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.